Цель мастер-класса: представить наиболее результативные элементы собственной системы работы, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач.
Задачи мастер-класса:
1. Диссеминация своего опыта путем прямого и комментированного показа
последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
2. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
Ожидаемый результат: уметь применить инновационный прием, метод в практике собственной деятельности
Тем, кто, пришёл обсудить эту тему,
Желает добиться успеха, побед,
Тем, кого гордо зовем мы Учитель,
Нижайший поклон и привет!
Знать хорошее важнее,
чем знать многое. Руссо Ж.
Не секрет, что мы сегодня, собрались в этот единый методический день в МОУ Константиновская СОШ обсудить тему ФГОС. А именно, «Содержание, способы, формы организации урока в соответствии ФГОС».(Слайд)
Каждый, наверное, сейчас может сказать, что такое ФГОС. Я уверена, масса ассоциаций пришла вам на ум. ЭТО и компьютеры, совместная деятельность, роль учителя, внеурочная деятельность, учебная ситуация, УУД, ООП ООО и т.д.
За время своей профессиональной деятельности я пришла к мнению, что ФГОС - это «хорошо забытое старое» и я, , и вы к этому готовы! Это можно, сказать, даже не новизна, обо всём этом мы уже с вами слышали и применяли. Мы как оставались учителями, так ими и остались, сначала развивали ЗУН, теперь работаем над УУД. Как говорили о смене парадигмы образования, так и говорим. Ставили перед собой цель - развить личность, воспитать гражданина, патриота своей Родины, так и сейчас от нас требуют того же. Типология уроков, структура урока. вы скажите, изменилась! Я не вижу существенной разницы.( Слайд ) Изменения, конечно, же есть - компьютерные технологии, выход в интернет и другое .(Слайд) Я бы сказала, что - это улучшение условий обучения учителя и учащихся. Всё остальное - поправки в системе образования и как бы не менялась, не улучшалась наша система образования, нам следует идти в ногу со временем, работать над собой, я бы сказала изменять себя, становиться лучше, образованнее, чтобы соответствовать требованиям, которые предъявляются не только к выпускнику школы, ( слайд « Выпускник школы» ) но и к нам. ( требования к учителю слайд) Всё зависит от личности учителя, мастерства. Наша задача создать условия, при которых ученики получать не только знания, но и научится учиться. Всё это мы свами можем сделать только в совместной деятельности с учениками, изучая инновационные методы обучения, поэтапно внедряя их в урок. И это будет инструмент, путь для развития личности не только ученика, но и учителя. Урок станет разнообразным и ярким, « на одном дыхании». Но всё с пользой и в меру, и в системе, стремясь к совершенству. Идеальность невозможна, но стремиться к ней полезно.
Каждый профессионал в своей работе использует эффективные, на его взгляд,
« секреты и хитрости» – приемы педагогической техники. Это может быть всего 2-3, но он активно использует их в своей деятельности, применяет на уроках. И это может быть совсем не суперэффективная или ультрасовременная методика преподавания предмета. Моя методика к таковым тоже не относится.
Систему своей работы строила согласно дидактическим, методическим принципам и принципам педагогической техники. ( Слайд) Ознакомившись с принципами обучения, пришла к выводу, что все они взаимосвязаны, взаимообусловлены и дополняют друг друга, представляя систему положений, определяющих стратегию обучения, ведущую к получению продукта образовательного процесса.
Принципы моей системы работы: ( Слайд)
Первый, основополагающий принцип - систематичность: преподношу язык не как хаотичное нагромождение слов, выражений и грамматических правил, подлежащее бездумной зубрежке (которая, кстати, ведет не к знаниям, а к общей деградации интеллекта), а как стройную систему мышления и самовыражения.
II принцип - продуманное сочетание работы в классе и дома: дома ученики затренировывают и закрепляют материал предыдущего урока и закладывают базу для усвоения следующего, поэтому приходить на занятия без выполненного задания бессмысленно.
III принцип - учет частотности: при изучении лексики и грамматики мы начинаем с тех слов и конструкций, которые применяются чаще всего и сразу вводят вас в курс дела.
IV принцип - коммуникативность: с первых же уроков мы осознанно строим целые фразы и учимся понимать ответные реплики, свойственные носителям языка
V принцип - учет предыдущих знаний учащихся и обращение их на пользу дела
Идея моей системы состоит в том, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, которая превращала бы ученика в субъекта, заинтересованного в учении. (Ученик, гражданин России, патриот своей Родины, личность, способная мыслить, анализировать, систематизировать, выделять главное, сравнивать, извлекать из жизни главное, планировать и многое другое. А учителя в мастера своего дела. Изучаю инновационные технологии, создаю информационный «банк» способов, приёмов и решений педагогических задач, определяю для себя основные идеи методики преподавания и учусь владеть умениями теоретически обосновывать отбор учебного материала и группировать его с учетом современных методических подходов, проводить отбор и модификацию учебных пособий, обосновывать выбор структуры урока и управлять усвоением учебного материала, проводить корректировку целей урока, оценивать организацию урока, выделять внешние факторы, влияющие на результативность обучения. Методическое мастерство учителя проявляется в четком и ясном видении на языке целей требований образовательного стандарта, видении нового уровня, на который должен быть выведен ученик при реализации данной цели.
Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Главная методическая цель достигается следующими путями:
• Ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает
план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический
материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
• Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают,
сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют
закономерности.
• Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся,
связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается
эффектом неожиданности.
• Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы,
пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные
домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
• Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих
каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность,
избирательность в способах работы.
• Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и
методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть
субъективный опыт обучающихся.
Метод погружения с чередованием учебных ситуаций ( слайд) преобладает на уроке и помогает создать условия для успешного овладения языком. Метод погружения - один из популярнейших методов изучения иностранных языков. Его суть заключается в том, что на протяжении всего курса (при полном погружении) или в течение отдельного урока либо его значительной части (при частичном погружении) учитель и ученики говорят только на изучаемом языке, но я не избегаю родного языка учащихся, поскольку при правильном подходе он не мешает, а помогает овладению новым. Объяснения слов и правил становятся не приблизительно-описательными, а четкими и понятными.
Урок строю свой согласно типологии уроков ФГОС. Для каждого этапа урока, подбираю свои приемы и методы, упражнения продуктивного характера, которые были бы направлены на развитие всех видов речевой деятельности: письмо, чтение, лексика-грамматика или аудирование. Для упрощения труда учителя существует конструктор урока ФГОС, который помогает в работе, упрощает ее. Он содержит приёмы и методы, позволяющие учителю построить урок в соответствии ФГОС. Конечно, для какого-то это будут, совсем новые или уже забытые старые. Приемы, следует осваивать и внедрять в образовательный процесс. постепенно, не беру сразу все. Осваиваю один прием совместно с детьми и включаю его в разные этапы урока систематически. Каждый прием может выполнять разные функции.
Использование чего- то нового, полезного, нужного на уроке диктует нам не только государство, но и часто созданные условия труда и обучения. Необеспеченность школ ИКТ, учебниками, большие классы до 26 человек, не у всех есть выход в интернет и т.д. Много проблем.
Так при условиях своей работы ( я в шутку себя называю «бегунок» - учитель без кабинета и рабочего места) мне на ум пришло составлять ассоциации, которые я использую при обучении лексики ( Слайд Понятие метода ассоциации
Мнемоника - это искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Одним из компонентов инновационных технологий обучения является ассоциативный метод. Ассоциирование - это такое связывание одного элемента с другим, при котором появление в сознании одного из них влечет за собой появление другого. Ассоциативные связи лежат в основе мышления, памяти, творчества, воображения. Следовательно, какая-то часть психической деятельности обусловлена тем, что слова: категории, признаки, концепты - соединяются и взаимодействуют помимо сознания человека.)
Чтобы создать условия для благоприятного внедрения в практику работы данного метода необходимо вести совместную работу по усилению познавательной активности и познавательного интереса у учащихся и педагогов. При работе с ассоциациями следует уделить особое внимание системности подачи изучаемого материала. Одним из важнейших условий применения метода является эмоциональность учителя: мимика, жесты, выразительность речи.) И плюс - дети не просто зубрят слова, а просто их запоминают связав с личным опытом. А я сэкономила время при поиске картинок, презентаций. Позже узнала о «Методе Александра Драгункина» в его книге «Быстрый английский для энергичных лентяев» (Слайд) и стала внедрять его ассоциации. Помогает, когда на ум не приходит что-то свое. Эффективно, конечно, если дети составляют и находят эти связи. Но иногда и следует показать несколько вариантов, чтобы учащиеся научился видеть эти связи.
Использую рифмы, игры «Согласись, не согласись», «Верю-не верю», «Хвастун», дополни предложения, рассказ по цепочке, снежный ком (все эти игры-упражнения есть в конструкторе ФГОС для каждого этапа урока)
При обучении монологической речи использую приемы ( синквейн, кластер, фишбоун, денотатный граф. )рассказ по цепочке, рассказ по картинке, рассказ по движениям.
При обучении грамматики использую грамматические фигуры, предложенные М. З. Биболетовой. По схемам дети строят правильно повествовательные положительные и отрицательные предложения, учатся осмысленно задавать вопросы.
З формы глагола учим через стихи, систематическое повторение.
Кризис читающей кульуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, наводит на мысль, о том, что следует использовать стратегии смыслового чтения. ( Слайд) Смысловое чтение- это восприятие графически оформленной текстовой информации и её переработка в лично-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. ( А.А.Леонтьев )
Стратегии смыслового чтения различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в лично-смысловые установки в 3 вида информации: фактуальная, подтекстовая и концептуальная..
Приемы обучения смысловому чтению:это и синквейн, диаманта, кластер, хайку, фишбоун, инсерт, денотатный граф, диаграмма Венна и многое другое.
При обучении орфографии большое значение имеет осмысленное написание слов, которое познается через знание фонетических правил. Их изучаем в стихах и обязательно сравнительно-объяснительный анализ слова.
План урока представляю в виде в виде технологической карты (Слайд. Технологическая карта)
Все это сочетание методов, приемов и создание своих я называю комплексным индивидуальным подходом. А может ФГОС? Или «хорошо забытое старое» или профессионализм. Не знаю, может быть кто-то согласится со мной и попробует сам! Успехов вам!
Уважаемые коллеги, гости, присутствующие! Сейчас мы с вами находимся на заключительном этапе нашего мастер-класса и я предлагаю оценить результаты нашей совместной деятельности. Одним из приѐмов критического мышления и рефлексии является хайку.. Давайте подведём итог нашей сегодняшней работы и составим хайку .
И в заключении
Алгоритм написания хайку:
Строчка 1: «Я видел» кого-то или что-то
Строчка 2: Какого?
Строчка 3: Как?
Карточка с заданием
«Продолжить фразу»:
Мне было интересно…
Мы сегодня разобрались….
Я сегодня понял, что…
Мне было трудно…
Завтра я хочу на уроке…
|